Каналы: Все  vkcyprus  Европа Кипр  kiprinform  Cyprus Butterfly  
Подписывайтесь на все новости Кипра в нашем телеграм-канале!
Опасный остров: каким увидели Кипр колонизаторы - Вестник Кипра 16 Ноября 2019
Опасный остров: каким увидели Кипр колонизаторы - Вестник Кипра

В июне 1878 года, вскоре после перехода Кипра англичанам, член парламента Сэмюель Лэйнг написал: «Нация проснулась однажды утром и обнаружила, что Кипр перешел под британское господство». Всем сразу стало интересно, что представляет из себя остров. В газетах печатали заметки первых путешественников, а книжные магазины зарабатывали, выставляя на продажу сочинения английских и французских исследователей, посвященные Кипру.

Роберт Гамильтон Лэнг, консул Великобритании в Ларнаке, записал в своем дневнике реакцию первых английских колонизаторов, вступивших на кипрскую землю: «Всем было интересно. Торговцы верили, что найдут чудесный способ увеличить свои доходы, а любители путешествий искали новых впечатлений. Иные не могли дождаться момента, когда они смогут начать эксплуатировать Кипр экономически, а тысячи британских безработных намеревались найти здесь оплачиваемое занятие для себя». Однако ажиотаж длился не долго. Вскоре в газете «Дейли Ньюс» вышла статья военного корреспондента Арчибальда Форбса под названием «Фиаско Кипра». Автор не стеснялся в выражениях, называя Кипр «несчастным островом в дальнем углу Средиземноморья».

Образ Кипра, созданный Форбсом, вскоре подтвердился неприятными событиями. Англичане решили перевести сюда военный лагерь с Мальты, в котором были расквартированы девять тысяч солдат. Прибывшие на остров военные столкнулись с изнуряющей жарой и высокой влажностью, в итоге четверть из них заболели брюшным тифом и малярией, часть солдат скончалась. После этого все газеты наперебой стали именовать Кипр не иначе как «опасным островом». Ученый Филип Стюарт Робинсон, специалист по естественной истории, отмечал: «Вместо плодородной почвы, фруктовых садов и буйной фауны, которая ранее делала этот остров средиземноморским раем, мы видим странное место». Путешественник Сэмюель Браун писал в своей статье, что кипрская земля «лежит перед тобой голая, бесплодная, обезвоженная и не украшенная деревьями». А другой его современник, Малкольм Мизон, добавлял к этому: «Чтобы преодолеть 30 миль из Ларнаки в Никосию нам понадобился целый день. Такие непригодные здесь дороги, что даже мулам тяжело по ним идти».

Путешествию из Ларнаки в Никосию посвящали свои заметки многие посещавшие остров британцы. Особо гнетущее впечатление производили деревни, лежащие на пути, они «напоминали доисторические поселения». Хижины были построены из глиняных кирпичей и палок. «Земляной цвет кирпича придает постройкам меланхоличный вид, но путешественник, тем не менее, радуется тому, что оказался на природе», — писал один из английских журналистов.

Жизнь киприотов была скромной и простой. Англичане приписывали это влиянию климата, утверждая, что жара сделала местных «апатичными и медлительными любителями легкой жизни». Викторианская Англия задавала совершенно иной стандарт жизни и отношения к ней, а европейская культура того времени уделяла большое значение гигиене и внешнему виду. Поэтому привычки, одежда, даже цвет кожи киприотов вызывали у англичан смешанные чувства. При этом сами киприоты относились к колонизаторам с большим почтением, что тоже раздражало британцев, которые видели в услужливости признаки «рабского состояния духа». «Они невежественны, суеверны и ленивы, а их общественное устройство ужасно. Жители Кипра привыкли к безучастности, фиестам и отдыху. Население очень скептически относятся ко всему, что касается культуры», — писал современник. В 1878 году в газете «Файф Херальд» появилась статья, автор которой писал: «Кипрские женщины – удивительные хозяйки, а их дочери быстро учатся шить и мыть, так что даже каменные плиты, из которых сделана лестница в дом, будут у них блестеть, как алебастр. Но они в большинстве своем толстые, с короткими волосами, собранными на затылке в хвост или косу, в простых рубахах и кипрских панталонах».

Однако все эти отзывы и первые впечатления не заставили англичан отступить. Правительство поставило задачу сделать из Кипра «оазис посреди пустыни». Англичане продолжили прибывать на Кипр и обустраивать остров, который так их разочаровал. Но и отношение со стороны самих киприотов поменялось. Изначальная симпатия к «цивилизованным людям Запада», которые должны были наконец освободить их и объединить с «матерью-Грецией», вскоре рассеялась как дым.

Фото xronografos.com

 

Источник:  vkcyprus.com



Новости Кипра в Твиттер