Каналы: Все  vkcyprus  Европа Кипр  kiprinform  Cyprus Butterfly  
Подписывайтесь на все новости Кипра в нашем телеграм-канале!
Как Лимассол повернулся лицом к морю - Вестник Кипра 23 Августа 2020
Как Лимассол повернулся лицом к морю - Вестник Кипра

Старые фотографии несут на себе печать истории. Особенно если это фотографии известных мест, которые необратимо меняются с ходом времени. Но специалистам обычно недостаточно просто довольствоваться тем, что фотография выглядит старой, им важно установить точный год, когда она была сделана. Христакис Сергидис — один из любителей такой исторической датировки.

Сергидис живет в Лимассоле, в доме, построенном в 1960-е годы в стиле кипрского модернизма. По профессии он архитектор, поэтому к историческому облику своего жилища относится бережно. «Этот дом, как и многие другие, в 1960-е считался современным, он выражал собой социально-экономические, политические и культурные обстоятельства эпохи. К сожалению, сегодня я вижу, как подобные дома сносят один за другим, не признавая за ними права быть частью нашей идентичности, исторической преемственности, о которой необходимо знать», — говорит Сергидис, который занимается спасением памятников кипрского модернизма.

Загадочная фотопанорама Лимассола

Будучи архитектором, Сергидис всерьез интересуется прошлым Лимассола именно с точки зрения того, как менялось пространство города. Незаменимыми помощниками в этом оказываются старые фотографии. Для примера он извлекает из своего архива старое панорамное фото, а вернее, три разных фото, объединенных в одно, которое сделано знаменитым греческим фотографом Иоаннисом Фосколосом. Сергидис датирует его примерно 1885 годом. 

Фото: Иоаннис Фосколос, источник: архив Христакиса Сергидиса

«В силу своих профессиональных интересов я обращаю внимание на здания и постройки, о которых есть какие-то данные, пусть и неточные. На этой конкретной фотографии Фосколоса я различаю здание, которое, согласно достоверным источникам, было построено в 1890-е годы. Но разглядывая местность старого порта, я замечаю, что множества зданий, которые были построены до 1890 года, на фото еще нет. Колокольня кафедрального собора Пресвятой Богородицы на фото еще одна, хотя к 1954 году, когда здание старой церкви было снесено, колоколен уже было две», — увлеченно рассказывает Христакис Сергидис. Специалистам известно, что вторая колокольня собора была возведена позже первой. Следовательно, необходимо было исследовать, не вызвано ли наличие одной колокольни на фотографии технической неполадкой или оптической иллюзией. Чтобы понять, не произошло ли наложения двух колоколен при съемке, надо было вычислить место, с которого Фосколос делал снимок. Для этого Сергидис обратился к Кирьякосу Фемистоклеусу с кафедры строительной инженерии ТЕПАК. Благодаря его исследованию было установлено, что три фотографии, из которых состоит панорама, сделаны на расстоянии 400 м от берега к востоку от пирса. А значит, вторая колокольня была бы видна при таком ракурсе. Поскольку она строилась с 1885 по 1887 гг., то фото было сделано до этого времени.

Угадать эпоху по костюму и рекламным вывескам

По словам Сергидиса, чтобы датировать фотографию, надо много знать про конкретную эпоху, уметь пользоваться источниками, газетами, документами, сочинениями того времени, а также обращаться к старым снимкам для сравнения. Когда речь идет о датировке по зданиям, изображенным на фотографии, необходимо знать даты их постройки, пристроек, сноса. Также надо принимать в расчет, что старые объективы могут неточно передавать расстояния и пропорции, а при печати изображение может быть отзеркалено. Когда речь заходит о фото, на которых изображены люди, внимание надо обращать на то, как они одеты, особенно на фасон женских платьев.

Фото: Георгиос Кирьякидис, источник: архив Христакиса Сергидиса

В качестве примера Сергидис показывает фото с Всегреческих спортивных игр на стадионе спортивного общества «Олимпия» в Лимассоле. Фото было сделано Георгиосом Кирьякидисом. На снимке видно, что на одной из девушек юбка до уровня колен. «Значит, мы в 1925 году, когда мода отошла от довоенных стандартов, потому что любая война приносит изменения», — говорит Сергидис. Другой способ определить дату съемки – по моделям автомобилей или формату их регистрационных номеров, как на фотографии 1920-х годов из Платреса. Также во внимание можно принимать дизайн рекламных щитов и высоту деревьев.

Фото: Георгиос Кирьякидис, источник: архив Христакиса Сергидиса

Третье фото, которое украшает стены гостиной архитектора, сделано неизвестным фотографом и датировано примерно 1885 годом . «Это фото дает нам много важной информации о Лимассоле, разрушая те мифы, которые можно часто услышать и сегодня. Знаете, когда говорят, что муниципалитет должен что-то сделать, чтобы создать городскую инфраструктуру на побережье, как в старые времена, я смеюсь. Посмотрите на эти стены вдоль берега, здесь нет никакой набережной. Лимассол стоял к морю спиной. Здания вдоль моря были в основном бойнями и мясными лавками. То есть там разделывали туши, а все лишнее выбрасывали в море», — рассказывает Христакис Сергидис.

В заключение он возвращается к той теме, которая его волнует – спасению кипрского архитектурного модернизма. В качестве примера приводит снимок кафетерия в городском парке Лимассола. Он был построен по проекту известного архитектора Фивоса Полидоридиса в 1960-е. Это яркий образец модернизма, проект объединяет прямые и изогнутые линии и гармонично вписан в окружающий пейзаж. К сожалению, сейчас эта постройка в очень плохом состоянии и медленно разрушается. «Кто-то считает, что прогресс и развитие подразумевают, что надо смотреть в будущее и попирать прошлое. Такой подход может привести к разрушительным последствиям и ущербу для нашего наследия», — уверен Христос Сергидис.

Фото: Varouj, источник: книга "Λεμεσός, μετά την ανάπτυξη τι;"

 

Источник:  vkcyprus.com



Новости Кипра в Твиттер