Каналы: Все  vkcyprus  Европа Кипр  kiprinform  Cyprus Butterfly  
Подписывайтесь на все новости Кипра в нашем телеграм-канале!
Кипр обрёл утерянное: коллекция Дэвида Джонсона - Вестник Кипра 18 Ноября 2019
Кипр обрёл утерянное: коллекция Дэвида Джонсона - Вестник Кипра

Эта история началась почти шесть лет назад, когда британский художник Дэвид Джонсон приобрёл первые экспонаты для своей коллекции кипрских древностей. 23 сентября 2019 года он официально передал свою коллекцию из 147 предметов Киккскому монастырю. Что особенного в этом собрании и чем оно так важно для Кипра?

Известно, что после турецкого вторжения на остров в 1974 году, были разрушены сотни церквей и музеев, а отсутствие контроля на оккупированной территории превратило её в идеальную площадку для организации дилерской сети и контрабанды древностей в Европу. Сегодня памятники истории Кипра украшают частные коллекции Турции, Швейцарии, Италии, Нидерландов, Монако, США, России и Великобритании. В последние несколько лет участились случаи, когда коллекционеры возвращают вывезенные с острова памятники, как только узнают о том, что предмет был украден во время военных действий и представляет культурную ценность для Кипра.

Дэвид Джонсон много лет увлекался историей античного мира — Древнего Рима, Греции и Кипра и с неподдельным интересом проводил время в музеях, изучая лучшие собрания Великобритании. Его коллекция уникальна тем, что все шесть лет он собирал керамику эпохи Бронзового века Кипра, который находился на стыке многих торговых путей и был главным поставщиком меди в Средиземноморье и на Ближний Восток. За время скрупулёзного изучения кипрской истории, Дэвид пришел к выводу, что сегодня Кипр — одна из самых разграбленных стран мира.

— Дэвид, что именно вас привлекает в находках древнего Кипра?

— Прежде всего, уникальность. Например, керамические сосуды из моей коллекции, которые датируются ранним Бронзовым веком, не найти больше ни в одной культуре. Уникальна их форма — несколько носиков указывают на то, что сосуды могли объединять в один. Конечно, египтяне были более изобретательны, но та восточная культура далека от меня, и это непостижимо огромный пласт для изучения. Классический период уже охватывает расцвет и Золотой Век Афин, когда греческая культура превосходила остальные. Именно поэтому моя коллекция заканчивается находками до 475 года до н.э.

— Дэвид, где вы искали предметы для вашей коллекции?

— Весь путь по изучению рынка купли-продажи античных предметов я прошёл самостоятельно. От маленьких дилеров и галерей до всемирно известных аукционных домов — Christie’s или Bonhams. Только в Великобритании, по предварительным подсчётам, во владении коллекционеров находится около 5 млн древностей. И, представьте, когда коллекционер умирает, родственники не всегда разделяют его прижизненное хобби и всё продают. Таким образом, на рынке происходит постоянная циркуляция редких предметов старины. Например, известный антрополог и коллекционер, Десмонд Моррис, в 2001 году лично продал свою коллекцию кипрских древностей с помощью аукциона, а это около 2000 экспонатов.

— Что было самым сложным в процессе сделки, когда вы работали с арт-дилерами?

— За время создания коллекции я общался со многими специалистами в этой сфере. Одни были более порядочными и знали полную информацию о том, что продают, другие, возможно, в силу того, что они занимались не только кипрскими древностями, не могли предоставить мне точные данные о предмете. Я придерживаюсь золотого правила — не работать с дилерами, которые занимаются продажей арт-объектов только онлайн.

— Чем уникальна ваша коллекция?

— Я собирал повседневные предметы древнего Кипра — миски, посуду, различные сосуды. Именно вещи из ежедневного обихода создают историю и могут рассказать о тех временах. Я имею дело с эпохой, которая мне близка по духу, с кипрскими артефактами, которые представляют собой историческое и культурное наследие, а уникальность этой коллекции вправе определить специалист во время изучения этих древностей.

Подписание соглашения о передаче коллекции Дэвида Джонсона Киккскому монастырю стало возможным благодаря некоммерческой организации Walk of Truth, которая уже 8 лет делает всё возможное для того, чтобы вернуть на Кипр украденные или незаконно вывезенные артефакты. Основатель фонда, Тасула Хаджитофи, автор книги «Охотник за иконами», в прошлом Почётный консул Республики Кипр в Нидерландах, активист и борец за возврат исторических ценностей в разграбленные страны. В юном возрасте Тасула была вынуждена вместе с семьёй покинуть родной дом в Фамагусте и переехать в Нидерланды в качестве беженца. За последние 35 лет Тасуле удалось вернуть на остров множество исторических и религиозных артефактов, которые сегодня выставлены в музеях Кипра. Тасула любезно согласилась прокомментировать «Вестнику Кипра» передачу коллекции Джонсона Киккскому монастырю.

Киккский монастырь. Фото lookmytrips.com

— Тасула, чем, по вашему мнению, важна коллекция Дэвида для Кипра?

— Дэвид Джонсон — хороший пример благородного коллекционера, который хочет внести свой вклад в восстановление культурного наследия ещё при жизни. Заключая соглашение с Киккским монастырём от имени Джонсона, мы установили три основных условия: коллекция не будет продаваться или разделяться на части, зато будет открыта для публики. Также мы организуем академическое исследование по каждому артефакту для того, чтобы иметь полную картину его происхождения. Мы уже начали «собирать» историю этих объектов вместе с нашими партнерами из университетов разных стран мира.

— Почему был выбран Киккский монастырь для размещения коллекции?

— В Киккском монастыре уже есть хорошая коллекция, посвящённая культуре и истории Кипра, но в их собрании катастрофически не хватает археологической составляющей. Коллекция Дэвида станет идеальным дополнением этого музея, который планируют расширить с одобрения Митрополита Кипрской православной церкви, епископа Киккского и Тиллирийского Никифора. Таким образом, новая коллекция является мостиком между Византийским собранием музея и эпохой древнего Кипра.

Подписание договора о передаче коллекции Д. Джонсона Киккскому монастырю на Кипре

— Каким образом вы инициируете возврат культурных ценностей из частных коллекций на Кипр?

— В первую очередь, моя главная цель — связаться с коллекционером и проинформировать его о том, что артефакт был украден из страны во время вторжения и оккупации. У нас было несколько случаев, когда владелец коллекции соглашался репатриировать подобные артефакты обратно в страну происхождения. Это определенно должно служить примером для других. Начиная с коллекции Дэвида Джонсона, наша организация готова уделять больше внимания дарителю. Он покупал вещи из известных частных коллекций через официальных дилеров и аукционные дома за пределами Кипра, и это уже не вопрос полицейского или гражданского дела о репатриации. Единственный способ вернуть подобные артефакты на родину — это пожертвование. Мы разработали программу этической торговли древностями, поощряющую коллекционеров, которые покупали предметы старины, не зная об их происхождении, делать шаг нам навстречу. В соглашении указывается, что, если какой-либо предмет коллекции будет признан незаконно вывезенным или украденным, то он будет репатриирован в страну происхождения без компенсации. В свою очередь, коллекционер получает полностью задокументированную базу своих артефактов с уже уточнённым происхождением каждого предмета. Это освобождает его от дальнейших возможных притязаний разных стран на его коллекцию.

Из коллекции Д. Джонсона: кипрский осёл с корзиной (750-480 г.до н.э.), кипрский сосуд с двумя горлышками (ранний бронзовый период. 2100-2000 г.до н.э.)

Сегодня появилось много посредников, которые пытаются стать связующим звеном между коллекционерами и правительствами разграбленных стран. К сожалению, главной их целью является заработок, а не возврат утраченного культурного наследия.

Гаагская конвенция «о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», подписанная 14 мая 1954 года, стала первым международным договором, в котором основное внимание уделяется исключительно охране памятников истории и культуры в зоне проведения военных действий. Конвенция вступила в силу 7 августа 1956 года. Один из главных принципов документа гласит, что «любой ущерб, нанесённый культурным ценностям, независимо от того, кому они принадлежат, является ущербом культурному наследию всего человечества, потому что каждый народ вносит свой вклад в общемировую культуру ...» Этот договор подписан многими странами, но не везде он вступил в силу. Тасула Хаджитофи и организация Walk of Truth ведут переговоры с политиками разных стран для ускорения ратификации данного договора. Только в 2007 году условия «конвенции 1954» года вступили в силу в Нидерландах и в 2017 году в Великобритании.

Александра ПОЛЯКОВА

Часть коллекции Д. Джонсона

 

Источник:  vkcyprus.com



Новости Кипра в Твиттер